ЛЕВ КАРЛОВИЧ
ОККЕЛЬМАН
личный сайт
               


ГЛАВНАЯ

АВТОБИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

НАГРАДЫ

ФОТОГРАФИИ

НОВОСТИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ГОСТЕВАЯ КНИГА
  ПУБЛИКАЦИИ

Р.Обухова. За облаками - небо. 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.

Газета от 11.04.2003

Л.К.Оккельман - первый командир Ижевской авиаэскадрильи (1958 год). В школьные годы Лев Оккельман и не мечтал стать летчиком. Эта профессия казалась ему недосягаемой. Летчиками, считал он, могут быть только особенные люди, а ничего необыкновенного в себе тихий троечник Лева не находил.

Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. И она явилась к нему в образе Василия Кутергина, когда 17-летний паренек, оставшийся без родителей, пытался добыть кусок хлеба. В тот день Лев в группе таких же, как он, беcпризорных детей промышлял на базаре в Тюмени. Неопытного воришку быстро изловили и так намяли бока, что ни идти, ни даже нормально дышать он не мог. Прислонившись к воротам, Лева плакал. В таком виде и предстал он перед летчиком Кутергиным. Расспросив пацана о жизни и пожалев, Кутергин привел его в аэроклуб.

Сначала Льву доверили сторожить ангары, а через некоторое время он стал курсантом Тюменского аэроклуба. Курсант Оккельман учился на "отлично" и был одним из лучших на своем потоке.

В 1940 году с отличными рекомендациями он поступил в Омскую военную школу пилотов. После ее окончания получил распределение в Забайкальский военный округ. Будучи инструктором, стал готовить летчиков для боевых вылетов: то, что война близка, уже не вызывало сомнений.

Начало войны Л.К. Оккельман встретил на военном аэродроме в городе Балашове, где летчики отрабатывали полеты. Из того времени вспоминается забавный случай. Экипаж, который возглавлял Оккельман, состоял из трех человек. В качестве переговорного устройства они использовали пневмопочту. Сообщения помещали в патроны, которые при помощи специального приспособления доставлялись адресату. О том, что сообщение прибыло, узнавали по загоревшейся лампочке. В один из полетов радист из экипажа Оккельмана получил записку, где было только одно слово: "Пробуй". Это была команда по выполнению обязанностей. Но, видимо, нервы у радиста были так напряжены, что вместо "пробуй" он прочитал "прыгай" и незамедлительно выполнил приказ. Приземлившись, члены экипажа нашли его висящим на дереве - парашют при посадке зацепился за ветку.

В Забайкалье Л.К.Оккельман прослужил до 1943 года. Как педагог-инструктор он готовил пилотов, которые храбро сражались на фронтах Великой Отечественной. Кроме того, был летчиком-испытателем.

Конец войны застал Льва Карловича в Казани, где он "вдыхал жизнь" в новые самолеты. Там он встретил и свою будущую супругу Ию Холмскую, которая после окончания физмата университета работала метрологом. Через некоторое время Л.К.Оккельман демобилизовался. В 1958 году Лев Карлович переехал в Ижевск и стал первым командиром авиаэскадрильи.

Ему удалось добиться многого. Собрать опытный летный экипаж (кстати, одним из пилотов была женщина), наладить сообщение с самыми отдаленными уголками республики, осуществлять санитарные и почтовые перевозки в районы: в 22 населенных пунктах появились посадочные площадки, старые "П-2" заменить современными "Ан-2". 1958 год считается точкой отсчета в становлении авиации Удмуртии.

В этот период в жизни летчика Оккельмана произошло знаменательное событие, рассказать о котором он смог лишь спустя 30 лет. 25 марта 1961 года ему, как одному из самых опытных летчиков Удмуртии, поручили встретить космический корабль с собакой Звездочкой на борту. Корабль совершил посадку неподалеку от деревни Карша Пермской области. Метеообстановка в тот день была сложной, но Л.К.Оккельману удалось приземлиться без помех. Собака оказалась жива-здорова. Не возникло проблем и с кораблем.

Спустя несколько лет Л.К.Оккельман по состоянию здоровья ушел из авиации, но еще долгое время обучал курсантов летному делу.

Лев Карлович давно на пенсии. Но пассивный отдых - не для него. Много лет он сотрудничал с музеем космонавтики школы №62. Сейчас частый гость в другом музее: в Устиновском районе открылась экспозиция "Старый аэропорт", посвященная истории летного дела в Удмуртии, а поскольку Л.К.Оккельман - пионер этого дела, к нему здесь особое отношение. Он многое знает и помогает в сборе материалов. Что касается личной жизни, то у него прекрасный дом, рядом с ним дочь, внуки, которые окружают его вниманием и заботой.


2008-2010, г.Ижевск
  Тех.поддержка levokkelman[at]yandex.ru
 
Hosted by uCoz