ЛЕВ КАРЛОВИЧ
ОККЕЛЬМАН
личный сайт
               


ГЛАВНАЯ

АВТОБИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

НАГРАДЫ

ФОТОГРАФИИ

НОВОСТИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ГОСТЕВАЯ КНИГА
  АВТОБИОГРАФИЯ

Отец мой, Оккельман Карл Гансович, по национальности эстонец, родился в Ленинграде в 1892 году.

В 1939 году началась советско-финская война. Отец был призван в армию, попал на Финский фронт, был ранен и отправлен в военный госпиталь в г.Омск. После выздоровления женился и остался жить в г.Омске.

Мать, Марина Трофимовна, рождения 1902 года, познакомилась с моим отцом после выхода его из госпиталя. 23 февраля 1922 года родился я, Оккельман Лев Карлович.

После меня в 1924 году родился мой брат Володя, затем Игорь в 1927 году и позднее сестренка Тамара в 1935 году.

Своего жилья не было. Это вынудило родителей купить участок земли с землянкой, а затем при помощи руководства Омской железной дороги заняться строительством дома.

Я, учась в общеобразовательной школе, увлекся стрельбой из стрелкового оружия, сначала в школе, а затем в клубе железнодорожников. Окончив семь классов, поехал на время каникул в школу снайперов, расположенную под г. Орлом, и в числе других был направлен на финский фронт. Прибыв на место назначения, доложил, что приехал воевать, а мне в ответ: "Молод еще, езжай домой!" Что я и сделал. Это был 1938 год.

Когда я вернулся домой, то оказалось, что родители продали дом и поехали в Ташкент - город хлебный, но устроиться там не смогли и поехали обратно. До Омска доехать денег не хватило, их высадили в Тюмени, а в Омск мне послали письмо со своим адресом в Тюмени и денег на дорогу.

Я приехал в Тюмень, нашел родителей, братьев и сестру. Отец работал бухгалтером санатория недалеко от города. Нам был выделен дом. Братья пошли учиться, а я в школу опоздал, поэтому решил найти работу и устроился на фабрику, изготовляющую оконные и парниковые рамы.

Вскоре мать забрала двух младших детей, Игоря и Тамару, и уехала в Омск. Затем и отец сообщил, что он уезжает в Омск. Отец уехал, оставив меня с Володей на попечение хозяйки дома до начала школьных каникул, а затем я должен был отправить брата в Омск. Отправив Володю в Омск к родным, я остался один. Вскоре был уволен с работы за систематические опоздания и невыход на работу. Что делать?

Денег нет, а есть хочется, выкупить кусок хлеба по карточке и то не на что, целый день болтаешься, и преимущественно среди воришек, особенно базарных, а они учат по карманам лазить и вовлекают в свою компанию. И вот однажды залез бабульке в карман. Она меня поймала, обступила меня куча мужиков и намяли мне бока.

Сижу я под забором весь в крови, в порванной одежде и вижу, как ко мне подходит мужчина в форме. Я подумал, что это из милиции, но совершилось чудо. Это был не милиционер, а пилот-инструктор из аэроклуба, Василий Кутергин. Я често выложил всё, что со мною случилось. Он предложил мне пойти с ним, и я согласился.

Прибыли в аэроклуб на аэродром. На аэродроме врач аэроклуба обработала все раны, я принял душ, сменил одежду, затем меня накормили, уложили спать. Меня назначили ночным охранником и одновременно курсантом аэроклуба. Так, миллион спасибо инструктору, подобравшему меня. Миллион спасибо всем остальным работникам аэроклуба, кто сделал меня человеком.

В 1939 году я закончил аэроклуб, а в начале 1940 года был призван в армию и направлен служить в Омскую школу пилотов, которую закончил в 1940 году. Дальнейшую службу был отправлен проходить в Читу, Забайкальский Военный округ.

Жена Ия В начале 1941 года мы вылетели на посадочную площадку и продолжили отработку полетов, но вскоре нас перебазировали на зимние квартиры и приказали подготовиться к дальнему перелету. И он вскоре состоялся. Нас вызвали в Читу, выделили 9 самолетов СБ, подобрали 9 экипажей и дали команду к дальнему перелету. Мы уже наслушались, что на нас готовится напасть Германия. Но пока мы летим в г.Балашов - там есть аэродром, есть куда разместить самолеты, экипажи, и начали готовиться к сражению.

Через несколько дней после объявления войны нам дали задание разбомбить стоящую через реку переправу, и мы всей десяткой вылетели выполнять задание. Вернулись с задания я, мой командир звена и командир авиаэскадрильи. Другие экипажи были сбиты, кто-то сел на вынужденную, кто-то парашютировал, но все вернулись в г.Балашов, и вскоре нас отправили обратно в Читу.

Из Читы меня направили в Иркутск на завод по выпуску новых самолетов Пе-2. Затем сделали инструктором по переучиванию ЛПС на Пе-2, и при перебазировании завода в Казань переехал и я.

Сын Александр. Казанский завод стал выпускать самолеты Пе-2. На территории Казанского аэропорта разместилась летная бригада из трех авиаэскадрилий, в одной из которых был я. На летний период наша 3АЭ размещалась в палаточном городке в километрах 15 восточнее Казани. И чтобы АЭ могла нормально проходить летную подготовку, к ней для обеспечения погодой приставили синоптиков, одним из которых была Ия Павловна Холмская, мобилизованная в армию после окончания физмата Казанского университета. Вот так я и познакомился с Ией. К осени поженились, и вскоре в 1945 году на свет появился сын Саша. А в 1948 году родилась дочь Зоя.

Демобилизовался в 1946 году. Далее устроился пилотом на Чистопольский часовой завод, где проработал с 1948 по 1955 год. За 7 лет работы на заводе получил 109 наград. После того как авиацию на заводе ликвидировали, меня перевели работать в Казанский авиаотряд.

Дочь Зоя. В 1958 году я прибыл в Ижевск на должность командира авиаэскадрильи Казанского авиаотряда. В Ижевске тогда своей авиации не было. Началось активное применение авиации в народном хозяйстве. В 1960 году ЗАЭ Казанского АО переименовали в 61-ю отдельную АЭ под моим командованием и перевели в состав Уральского управления. В 1964 году по состоянию здоровья снят с летной работы и назначен на должность инструктора тренажера.

В целом в своей жизни я летал и учил летать на самолетах По-2, УТ-2, Р-5, Як-12, Ан-2, СА-45, СБ, Пе-2, Ща-2.

Об ижевском периоде работы написано в книге "Авиация Урала: Время и люди. 70 лет Уральскому управлению гражданской авиации", где говорится, что даже с риском для жизни, в сложных метеоусловиях вылетали (Л.К.Оккельман) на поиск капсулы с собачкой Звездочкой и манекеном космонавта, находящихся на борту космического корабля в его последнем испытательном полете перед запуском Ю.А.Гагарина. Сейчас в районе приземления корабля установлен памятник, а также памятник Звездочке в Ижевске, где значится моя фамилия.

В 1984 году прекратил работу по состоянию здоровья. Сейчас по мере сил держу связь со школами и музеями.

Л.К.Оккельман
2008 г.


2008-2010, г.Ижевск
  Тех.поддержка levokkelman[at]yandex.ru
 
Hosted by uCoz