ЛЕВ КАРЛОВИЧ
ОККЕЛЬМАН
личный сайт
               


ГЛАВНАЯ

АВТОБИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

НАГРАДЫ

ФОТОГРАФИИ

НОВОСТИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ГОСТЕВАЯ КНИГА
  ПУБЛИКАЦИИ

В.Ломаев. 27 лет назад. Перед прорывом в космос. (1998 г.)

"25 марта 1961 года советские ученые и инженеры провели последний испытательный полет корабля-спутника с животными на борту. Собачка Звездочка, совершившая полет на пятом корабле, также благополучно перенесла полет и приземление в спускаемой капсуле. Всего 17 дней оставалось до полета Юрия Гагарина". (Из сообщения ТАСС).

В этом событии, которое было 27 лет тому назад, принимал участие и Ижевский аэропорт. За два дня до этого полета в аэропорт Ижевска на самолете Ли-2 и вертолете прибыла из Москвы поисковая группа во главе с представителем Центра управления космическими полетами. Такие же поисковые группы прибыли в аэропорты Куйбышева и Перми. Хорошо помню, что 25 марта был выходной день. Из-за плохой погоды самолет Ли-2 и вертолет не смогли взлететь на поиск капсулы. Тогда перед спуском капсулы на землю в воздух поднялся на самолете Як-12 бывший командир авиаэскадрильи Л.К.Оккельман с двумя членами поисковой группы. Полет корректировался по радиолокатору с самолета Ил-14, который на большой высоте находился в районе Куйбышева. С его помощью и была обнаружена капсула с животными за рекой Камой между Сайгаткой и Сарапулом. Вблизи места приземления капсулы оказалась поляна, на которую пилот и произвел посадку самолета. Из ближайшей небольшой деревеньки сюда уже стекались местные жители. Капсула лежала так, что открытый люк находился сбоку. Манекен, который автоматически катапультировался на высоте 700-800 метров, обнаружен не был. Пилот через люк втиснулся в капсулу, и на его голос весело ответила Звездочка. Метель продолжалась.

На другой день в район приземления капсулы с самолета Ил-14 был сброшен воздушный десант, который при помощи радиоприемников быстро обнаружил и манекен. Почти неделю продолжалась метель. С наступлением летной погоды самолетами Як-12, пилотируемыми пилотами Л.Головиным и В.Анисимовым, а также московским вертолетом в аэропорт Ижевска были транспортированы манекен, животные, оборудование капсулы и десант, а капсула вертолетом была погружена на железнодорожную платформу в г.Воткинске и отправлена в Москву.

Так как космонавт Герман Степанович Титов был дублером Юрия Гагарина, я попросил его рассказать об этом полете. На мое письмо ответил начальник Управления полетами. Вот что он писал: "Уважаемый Владимир Михайлович! По поручению Германа Степановича сообщаю Вам, что полет, о котором вы просите рассказать, был завершающим из серии испытательных полетов корабля-спутника "Восток" перед запуском человека.

Основной задачей этого полета являлись отработка конструкции и различных систем корабля, в том числе систем жизнеобеспечения, и проведение медико-биологических экспериментов с подопытной собачкой Звездочкой и другими биологическими объектами. Также на корабле был установлен манекен, на котором отрабатывались катапультирование и приземление на парашюте манекена, имитирующего экипированного космонавта.

Запуск был осуществлен с космодрома "Байконур" 25 марта 1961 года. Продолжительность полета корабля-спутника составила 1 час 55 минут. Максимальная высота полета составляла 247 км.

Выполнение программы полета корабля-спутника позволило окончательно убедиться в надежности космического корабля и показало, что этап подготовки к полетам человека в космос завершен... Начальник Управления полетами".

В.Ломаев


Н.Лазарева. 12 апреля - День космонавтики.

Ижевск тоже внес свой вклад в освоение космоса. О том, как это было, рассказывает бывший инженер по эксплуатации Ижевского аэродрома Владимир Михайлович Ломаев:

- В 1961 году, перед запуском человека в космос, советские ученые проводили последние экспериментальные полеты космических кораблей с животными на борту.

25 марта, за семнадцать дней до полета Ю.А.Гагарина, был осуществлен последний, пятый полет из этой серии. Летала в космос лайка Звездочка. Она благополучно перенесла полет и приземлилась в спускаемой капсуле на территории нашей республики.

За два дня до этого полета в аэропорт Г.Ижевска (тогда он находился в районе нынешнего совхоза "Пятилетка") на самолете "Ли-2" и вертолете из Москвы прибыла поисковая группа. Такие же группы прибыли в аэропорты Куйбышева и Перми. Однако из-за плохой погоды ни "Ли-2", ни вертолет на поиск капсулы вылететь не смогли. Тогда перед самым спуском капсулы на Землю в воздух на трехместном самолете "Як-12" поднялся наш командир авиаэскадрильи Лев Карлович Оккельман с двумя членами поисковой группы. Полет самолета корректировался по радиолокатору с самолета "Ил-14", который находился в воздухе в районе г. Куйбышева.

У "Яка" кончался бензин, по аэродром Ижевск по метеоусловиям закрылся. Пилоту на дозаправку пришлось садиться в аэропорту Янаул. Через некоторое время экипаж обнаружил капсулу за рекой Камой между населенными пунктами Сайгатка (теперь там город Чайковский) и Сарапул.

Недалеко от места приземления капсулы оказалась полянка, на которую Лев Карлович умудрился посадить самолет. Капсула лежала таким образом, что открытый люк находился сбоку. Оснащенный множеством датчиков манекен космонавта, который автоматически катапультировался на высоте 700-800 метров, никак не могли обнаружить. Метель продолжалась. Пилот Л.К.Оккельман через люк втиснулся в капсулу, в ответ на его голос послышался лай. Лайка Звездочка была жива-здорова.

На ночлег члены поисковой группы устроились в прогретой кабине самолета, а пилот - в капсуле, на месте манекена, закрыв за собой люк от снега и холодного ветра парашютом.

На следующий день в районе приземления капсулы с самолета "Ил-14" был сброшен воздушный десант, который при помощи радиоприемников быстро обнаружили манекен, издававший радиосигналы. С наступлением летной погоды самолет "Як-12", пилотируемый летчиками Л.Головиным и В.Анисимовым, и московский вертолет доставили в Ижевск манекен, десант, животных и другие биологические объекты. Капсула вертолетом была погружена на железнодорожную платформу в г. Воткинске и отправлена в Москву.

В 1988 году я написал Герману Степановичу Титову, просил его рассказать о том давнем полете. Мне ответил начальник Управления космическими полетами Н.Дмитриев. В его письме есть такие строки: "... Полет, о котором вы просите рассказать, был завершающим из серии испытательных полетов корабля-спутника "Восток" перед запуском человека.

Запуск был осуществлен с космодрома "Байконур" 25 марта 1961 года. Продолжительность полета корабля-спутника составляла 1 час 55 минут. Максимальная высота полета составляла 247 км.

Выполнение программы полета корабля-спутника позволило окончательно убедиться в надежности космического корабля и показал, что этап подготовки к полетам человека в космос завершен...".

Беседовала Наталья Лазарева


Н.Лазарева. История о собачке Звездочке в уточненном варианте.

Накануне Дня космонавтики наша газета (№28 от 10.04.98) опубликовала воспоминания инженера Ижевского аэропорта В.М.Ломаева о том, как 25 марта 1961 г. в нашем аэропорту приземлилась поисково-спасательная бригада из Москвы, которая (при участии ижевских летчиков) занималась поисками приземлившегося где-то за Камой корабля-спутника с собачкой Звездочкой на борту. И о том, как корабль, а также отделившаяся капсула и катапультированное кресло были найдены, и как героиня того полета - собачка Звездочка, на которой были проведены последние перед запуском в космос человека биологические испытания, некоторое время даже провела в здании нашего аэропорта.

История эта неожиданно получила продолжение.

Недавно в нашу газету пришел отклик на эту публикацию из Г.Чайковского. Что само по себе приятно - и там нас читают. В этом письме содержался, как утверждает его автор - подполковник в отставке Д.С.Мазунин, опровержения некоторых фактов. Вернее, одного - о месте приземления корабля-спутника.

В.М.Ломаев о месте приземления вспоминал так: "Экипаж (спасателей) обнаружил капсулу за рекой Камой между населенными пунктами Сайгатка (теперь там г.Чайковский) и Сарапул".

Как выясняется из письма Д.С.Мазунина, к поискам капсулы и корабля-спутника имел непосредственное отношение еще один человек - сам Д.С.Мазунин, о чем В.М.Ломаев не упоминает. Скорее всего, он этого и не знал, ведь он был инженером аэродрома, сам в поисках не участвовал.

Д.С.Мазунин, который в то время был военным комиссаром Фокинского (ныне Чайковского) района, пишет (мы считаем это скорее уточнением, чем опровержением), что он случайно оказался "очевидцем картины приземления корабля-спутника". Что потом он "по тревоге создавал поисковую группу и лично сдавал под охрану командиру воздушного десанта элементы (в том числе и сам корабль)". Уточняет он и то, что космический корабль-спутник с собакой Звездочкой на борту 25 марта 1961 года в 13-00 по пермскому времени (в 11-00 - по московскому) приземлился на территории бывшего Фокинского (ныне Чайковского) района Пермской области.

Для подтверждения своих слов Д.С.Мазунин прислал нам карту-схему, на которой с точностью до 25 метров обозначены места приземления самого корабля, капсулы, кресла, манекена и даже памятника в честь этого события.

А еще он приглашает нас и, наверное, наших читателей, посетить г.Чайковский, где он готов показать в городском краеведческом музее (ул.Мира, 21) или на месте и даже в присутствии десятка свидетелей все, о чем он написал.

Ну что, воспользуемся приглашением?

Наталья Лазарева

2008-2010, г.Ижевск
  Тех.поддержка levokkelman[at]yandex.ru
 
Hosted by uCoz