ЛЕВ КАРЛОВИЧ
ОККЕЛЬМАН
личный сайт
               


ГЛАВНАЯ

АВТОБИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

НАГРАДЫ

ФОТОГРАФИИ

НОВОСТИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ГОСТЕВАЯ КНИГА
  ПУБЛИКАЦИИ

М.Ваулина. "Дорогу в аэропорт я знаю наизусть"

Газета "7 вечеров" №22 от 09.06.2010

В кругу семьи. В Ижевске живет удивительный человек – участник Великой Отечественной войны, летчик Лев Карлович Оккельман. В 1961 году благодаря ему небольшое по тогдашним меркам Ижевское авиапредприятие приобрело чуть ли не мировую известность. Именно он почти полвека назад встретил и спас космическую собаку Звездочку.

Ласковая звездочка

Памятник Звездочке. Все помнят Белку и Стрелку, как первых покорительниц космоса. Но мало кто знает, что в космос летало множество собак, последней, предвосхитившей полет Юрия Гагарина, стала дворняжка Звездочка. Сегодня космическое путешествие Звездочки считается историческим, так как ее благополучное возвращение на Землю означало тогда завершение экспериментального периода подготовки к полету человека в космос. Через две недели после этого было принято решение о запуске пилотируемого корабля.

За два дня до запуска корабля-спутника с собакой на борту в аэропорт Ижевска на самолете "Ли-2 " и вертолете прибыла из Москвы поисковая группа, в которую кроме экипажа самолета входили инженер-конструктор, врач и пиротехник. Но из-за плохой погоды специалисты так и не смогли вылететь на поиски спускаемого корабля-спутника. Тогда комиссия приняла решение поднять в воздух легкий самолет "Як-12 ", пилотируемый опытным летчиком. Им стал Лев Карлович Оккельман – в то время командир 61-й отдельной авиаэскадрильи Ижевского аэропорта, летчик- "миллионер ", имеющий доступ к полетам в сложных метеоусловиях в любое время суток. По плану "Як-12 " должен был курсировать по коридору предполагаемого места посадки под облаками, то есть лететь над самыми деревьями, что было очень опасно. Для связи и корректировки самолета из Куйбышева вылетел самолет-лаборатория "Ил-14 ", летающий над облаками.

Недалеко от места приземления капсулы оказалась полянка, на которую Лев Карлович умудрился посадить самолет. Капсула лежала таким образом, что открытый люк находился сбоку. Лев Оккельман через люк втиснулся в капсулу, в ответ на его голос послышался лай. Звездочка была в полном порядке.

- Сажусь. Погода окончательно испортилась, пошел мокрый снег, подул сильный ветер, началась метель. Подруливаю ближе к лесу. Зачехлил мотор, вооружился ракетницей и отправился к кораблю. Мокрый, уставший, но довольный, что задание мы выполнили, я забрался в корабль. Здесь было тепло, светло и было с кем по-собачьи поговорить. Спать, конечно, не пришлось, нужно было следить за температурой мотора самолета. Расчехлять, запускать его, прогревать, зачехлять. И снова отогреваться в корабле. И так всю ночь, - вспоминает Лев Карлович.

Поисковая группа высадилась на месте посадки только утром следующего дня. С наступлением летной погоды самолет "Як-12 ", пилотируемый летчиками Л.Головиным и В.Анисимовым, и московский вертолет доставили в Ижевск манекен, десант, животных и другие биологические объекты. Капсула вертолетом была прогружена на железнодорожную платформу в Воткинске и отправлена в Москву.

Ижевск – город молодых Л.К.Оккельман, 1977 г.

Льва Оккельмана нельзя назвать коренным жителем Ижевска. Лев Карлович родился в Ленинграде, жил в разных городах России, пока в 1958 году не обосновался в нашем городе. Несмотря на свой возраст – через 2 года Льву Карловичу исполнится 90 лет – летчик все так же строен и подтянут. При этом к возрасту у Льва Оккельмана особое отношение:

- Когда я родился, в документах о рождении был вписан не 1921 год, как было на самом деле, а 1922, то есть на самом деле я на год старше.

В Ижевске Лев Карлович вместе с женой и детьми поселился в гостинице, позже получил квартиру.

- Несмотря на то, что я живу в этом городе уже 52 года, знаю Ижевск я очень плохо. Сначала работа, потом я и вовсе перестал выходить на улицу по состоянию здоровья. По-настоящему узнать город мне так и не довелось. Только до аэропорта дорогу я знаю наизусть, кажется, смог бы добраться с закрытыми глазами. Сейчас Ижевск я могу видеть только в окно. Часто вижу, как гуляет молодежь, рослые парни и девушки. Каждый город имеет свои особенности. Мне кажется, Ижевск – город молодежи. В нем много молодых людей, больше, чем людей среднего возраста и стариков.

На счету у Льва Карловича множество наград. Достав из шкафа свою рабочую форму с медалями, летчик рассказал мне о каждой из них. Вот орден Отечественной войны, вот медаль Ю.А. Гагарина, нагрудный знак "Фронтовик 1941-1945 гг. ", медаль за боевые заслуги – перечислять можно очень долго. Среди прочих к форме прикреплена и присужденная в этом году медаль "Победа, 65 лет. 1941-1945 гг. ".

- Эту медаль мне принесли домой, так как на улицу я уже давно не выхожу. С ней вместе, как положено, бутылку, закуску. 65 лет прошло, даже не верится…

Памятник Звездочке

Автором скульптуры стал ижевчанин Павел Медведев, создатель памятника кафтанщикам в честь 200-летия ижевского оружия. Его проект стал победителем конкурса Института военной медицины Министерства обороны РФ.

26 марта 2006-ого года в Ижевске там, где раньше находился старый аэропорт, на улице Молодежной вблизи почтового отделения № 72, был установлен и открыт памятник космической путешественнице – Звездочке. Ветеран авиации Лев Оккельман был главным лицом на открытии памятника. Он примерил свою ладонь на отпечаток, сделанный в чугуне, и уверенно сказал: "Совпадает! " С этого момента к памятнику могли прикоснуться и остальные участники торжества. Памятник специально рассчитан на прикосновения. Здесь укреплена металлическая страничка со шрифтом Брайля, благодаря которой и слепые люди смогут прочитать многочисленные надписи, покрывающие поверхность "корабля-спутника ". На скульптуре высотой около полуметра, изготовленной из металла, выгравирована история собаки-космонавта и впервые начертаны рассекреченные имена специалистов, проложивших дорогу в космос (так называемый "Список Звездочки " из 50 фамилий).

- На "оболочке ", то есть космическом корабле памятника, выбиты имена всех людей, принимавших участие в организации полета Звездочки, в том числе и мое. На самом деле, памятник мне не очень нравится – на мой взгляд, можно было бы сделать имена более заметными, - говорит Лев Оккельман. – Но все равно я рад, что героическая собака-путешественница увековечена в виде памятника, она это заслужила. Может быть, эта скульптура способна заставить молодежь вспомнить, задуматься о былом величии нашей страны и ее людей.

Беседовала Мария Ваулина

2008-2010, г.Ижевск
  Тех.поддержка levokkelman[at]yandex.ru
 
Hosted by uCoz