ЛЕВ КАРЛОВИЧ
ОККЕЛЬМАН
личный сайт
               


ГЛАВНАЯ

АВТОБИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

НАГРАДЫ

ФОТОГРАФИИ

НОВОСТИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ГОСТЕВАЯ КНИГА
  ПУБЛИКАЦИИ

К.Романова. Полет к Звездочке, или Судьба решила все сама.

Газета "Известия Удмуртской Республики" от 13.02.2003

Лев Оккельман, его Як-12 и собачка Звездочка. "Космодром Байконур", "высокие технологии", "научные достижения" - эти слова, как правило, ассоциируются у нас с космонавтикой. А вот названия "деревня Карша", "Чайковский район", "Пермская область" кажутся совсем из другой песни. Между тем первый ряд слов говорит о старте, а второй - о посадке космического корабля. Именно в Пермской области приземлился спутник с собачкой Звездочкой на борту - последней четвероногой космонавткой перед полет человека. А встречал этот космический корабль, кстати, совершенно идентичный гагаринскому кораблю, наш земляк командир авиаэскадрильи Ижевского аэропорта Лев ОККЕЛЬМАН.

Летчик-миллионер

Ничем бы и не запомнился день 25 марта 1961 года летчику Льву Карловичу, разве что очень плохой погодой: мокрый снег, облачность 10 баллов, словом, - не полетаешь. Аэродром закрыли, полеты отменили. Ничего примечательного, но именно в этот день секретарь начальника аэропорта попросил командира авиаэскадрильи срочно пройти в кабинет...

- Захожу и вижу большую группу людей, - вспоминает Лев Карлович. - Это была поисковая группа из Москвы в составе инженера-конструктора, врача, минера и других специалистов. Начальник аэропорта представил меня командиру группы и сообщил цель моего приглашения.

Оказалось, что именно в этот день будет запущен космический корабль-спутник с собачкой Звездочкой и другими объектами на борту. Но из-за плохих метеоусловий поисковая группа не сможет выполнить порученную ей задачу - встретить корабль после его приземления, обеспечить его сохранность и подготовить к эвакуации. Техника, которой располагали московские специалисты, - Ли-2 и вертолет, - просто-напросто не способна взлететь при такой погоде. Использовать другие виды транспорта невозможно из-за бездорожья и водных преград.

На вопрос: "Что делать?" - ответ нашел Лев Карлович.

Самолет Як-12 наиболее подходил для полетов в таких условиях: маневренный, может произвести посадку на снег, радиосредствами оснащен, имеет и командную связь, и радиокомпас. А в кандидатуре Льва Карлович Оккельмана вообще никто не сомневался. Летчик-миллионер, имеющий огромное количество "небесных" километров, имеющий право летать на всех самолетах аэропорта, был с крылатыми машинами на "ты". Посадить самолет в условиях плохой видимости, ночью, используя радиосвязь, на любу. площадку вне аэродрома - этими навыками виртуозно владел командир авиаэскадрильи Ижевского аэропорта.

Ждать сигнала

Такие же поисковые группы, как та, что прибыла в Ижевский аэропорт, находились еще в Куйбышеве и Перми. Именно так выстраивалась траектория будущего приземления космического корабля: Куйбышев - Ижевск - Пермь.

Под облаками в коридоре предполагаемого места посадки начался поисковый полет. Причем начался он еще до старта космического корабля - на случай если...

Корректировать полет Як-12 из Куйбышева вылетел самолет-лаборатория Ил-14, который летал сверх облаков. Его радары отображали полет Як-12 и ждали, когда в поле видимости попадет еще один объект - космический корабль. Мощная радиосвязь позволяла давать летчику Як-12 точные указания, куда и в какой момент направить свой самолет. Пилоты Ил-14 с нетерпением ждали, когда же две светящиеся точки на дисплее радара, наконец, встретятся в одной...

Этого же ждали и пассажиры Оккельмана - два товарища из органов КГБ.

Летать пришлось довольно долго. Через некоторое время низкая облачность оттеснила Як-12 в район Сарапула и Камбарки, горючее подходило к концу. Ижевск не принимал - облачность упала почти до земли. Посадку и заправку сделали в Янауле.

Только взлетели, услышали позывные с ИЛ-14 и сообщение: "Корабль вышел из-за горизонта. Включить тормозные двигатели!"

Страницы истории писались на глазах

С этого момента радиосвязь с самолетом-лабораторией уже не прекращалась. "Корабль снижается, вернитесь на юг... Корабль снижается, возьмите курс 10... Корабль над вами, держите вправо на 5. Так держать". И, наконец: "Корабль произвел посадку прямо перед вами!"

- Серебристый шар и еле заметный на белом снегу белый парашют в полутора минутах лета были прямо по курсу, - вспоминает Лев Карлович. - Это было в 700 метрах южнее деревни Карша Фокинского (ныне Чайковского) района Пермской области.

Посадив самолет, первым делом все направились к космическому кораблю. Это был шар метра три в диаметре.

- Я попробовал дотянуться до макушки - не смог, - рассказывает летчик.

Большинство поверхности обгорело, но кое-где было видно, что шар обмазан термостойкой смолой и обклеен серебристыми шестигранниками. Это для того, чтобы его радары лучше ловили. При входе в плотные слои атмосферы шар горел: иллюминаторы подплавились, снег вокруг растаял, но внутри сидела живая здоровая собачка Звездочка и приветливо тявкала на голоса прилетевших встречать ее людей.

К тому времени погода испортилась окончательно: ветер и мокрый снег не оставляли возможности связаться с Ижевском и Ил-14. Чтобы рапортовать о благополучном приземлении, Льву Карловичу пришлось снова взлететь. Только с неба его сигнал был услышан летающей лабораторией. Переговорив, решили, что летчик останется с собачкой дожидаться утреннего десанта.

- Измученный, мокрый, голодный, но с чувством выполненного долга, забрался в корабль, где тепло и светло, и поговорить есть с кем. Пусть и по-собачьи. Так мы дождались рассвета и десанта, - вспоминает летчик.

К обеду следующего дня погода улучшилась. К месту посадки стали подходить жители близлежащих деревень. Из Ижевска прилетели два самолета Як-12. Специалисты разминировали корабль. Все корабли-спутники, на которых летали собачки, были заминированы. Это на тот случай, если вдруг произойдет непредвиденная посадка за пределами страны. Тогда, чтобы сверхсекретные сведения не попали в руки иностранцам, корабль взрывали.

Звездочка приземлилась примерно в 11 часов московского времени. После разминирования корабля ее извлекли из контейнера и отправили в Ижевск. А потом переправили в Москву.

Так закончился пятый, последний испытательный запуск корабля-спутника. Следующий полет - полет первого человека - вписал в историю мира новую главу, связанную с освоением космоса. А Лев Карлович Оккельман волей судьбы оказался одним из тех людей, которые помогли этому глобальному событию случиться.

Судьба знает, куда ведет

Между тем быть летчиком он и не думал. Это судьба, взяв однажды за руку, повела его в небесные дали. И на вопрос: "Почему вы стали летчиком?" - Лев Карлович обычно отвечает: "По несчастью".

Детство - в Омске, ранняя юность под Орлом, в школе снайперов. Потом финская война, куда молодого стрелка, еще не окончившего школу, направила волна обстоятельств. Но воевать не пришлось - слишком молод.

- Вернувшись обратно в Омск, в дом родителей, я обнаружил, что... дома нет! Точнее, нет моей семьи. Родители, прихватив младших братьев и сестренку, отправились искать счастья в Ташкент, потом в Краснодар, а затем обосновались в Тюмени. Все это я узнал из писем, которые они писали для меня на имя новых хозяев дома, - рассказывает Лев Карлович.

Так пришлось и молодому снайперу ехать в Тюмень. Уже была зима, и в школу к учебному году он опоздал. Вскоре разошлись родители. Отец с двумя детьми остался в Тюмени, а мать с двумя другими уехала обратно в Омск. Потом, желая восстановить семью, в Омск уехал и отец.

- Мы с братом остались одни. Закончив школу, он тоже отправился к родителям, а я остался в Тюмени, нашел работу...

Но работать пришлось недолго. Юношу вскоре уволили за то, что не вышел на работу (он тогда целый день в очереди за хлебом простоял).

Оставшись без средств, без дела, решил промышлять на базаре. Но тащить то, что плохо лежит, у молодого парня не получалось. Его поймали, и на тумаки не поскупились.

- Сижу у забора и плачу, - вспоминает Оккельман. - И вдруг вижу, подходит ко мне кто-то в военной форме. Я испугался, думал милиция, а оказалось - инструктор аэроклуба. Он потребовал, чтобы я пошел с ним.

Вскоре у Льва Карловича уже была работа - ночной сторож ангаров и учеба - днем ему требовалось посещать занятия. А поскольку летное дело пришлось по душе, учеба шла очень успешно. По окончании летной школы он стал не просто летчиком, а инструктором, способным обучать "небесному" делу новичков.

- Никогда не жалел о выбранной профессии, - говорит Лев Карлович, - и за все ей благодарен...


2008-2010, г.Ижевск
  Тех.поддержка levokkelman[at]yandex.ru
 
Hosted by uCoz